Словарь терминов

ANSI

American National Standards Institute. Организация-координатор разработки промышленных стандартов для частного и государственного секторов в США. Стандарты распространяются на языки программирования, электронное оборудование, средства телекоммуникации, физические свойства дискет, картриджей и магнитных лент.

ASCII

American Standard Code for Information Interchange. Стандартный цифровой код, используемый при передаче данных в компьютерах. Имеется возможность кодирования 128 символов, используя 7 бит байта для представления каждого символа, а восьмой бит - для контроля четности. Нестандартные варианты ASCII могут кодировать 255 символов.

B-сплайновая кривая (B-spline curve)

Кусочно-гладкая полиномиальная кривая, проходящая вблизи набора управляющих точек. См. также кривая Безье (Bezier curve). (СПЛАЙН)

CMYK

Cyan, magenta, yellow и key color. Цвет определяется системой исходя из процентного содержания голубого, фиолетового, желтого и ключевого (обычно это черный) цветов.

CTB-файл (CTB file)

Таблица цветозависимых стилей печати.

DIESEL

Direct Interpretively Evaluated String Expression Language. Макроязык, предназначенный для модификации статусной строки AutoCAD с помощью системной переменной MODEMACRO, а также для адаптации пунктов меню.

DSD

Drawing set descriptions. Формат файлов для хранения описаний наборов рисунков, использующихся в диалоговом окне «Публикация».

DST

Sheet set data. Формат файлов типа XML, использующийся для хранения сведений о подшивке.

DWF

Design Web Format. Формат плотно упакованного файла, создаваемого из рисунка AutoCAD. Файлы формата DWF используются для публикации рисунков AutoCAD в сети Интернет. См. также DWG и DXF.

DWG

Стандартный формат файлов для хранения векторной графики рисунков AutoCAD. См. также DWF и DXF.

DXF

Drawing interchange format. Текстовый (ASCII) или двоичный формат файлов для экспорта рисунков AutoCAD в другие приложения или для импорта рисунков в AutoCAD из других приложений. См. также DWF и DWG.

HDI

Heidi Device Interface. Интерфейс с драйверами устройств, необходимыми для взаимодействия периферийного оборудования с AutoCAD и другими продуктами Autodesk.

HLS

Hue, lightness, saturation. Задание цвета на основе его оттенка, яркости и насыщенности.

IGES

Initial graphics exchange specification. Формат стандарта ANSI для двоичного представления данных и обмена ими между различными САПР. См. также ANSI.

ISO

International Standards Organization. Организация, занимающаяся разработкой международных стандартов во всех отраслях, кроме электротехники и электроники. Штаб-квартира ISO находится в Женеве (Швейцария).

NURBS

Nonuniform rational B-spline curve. B-сплайновая кривая или поверхность, задаваемая набором управляющих точек с определенными весами и одним или более узловыми векторами. См. также B-сплайновая кривая (B-spline curve).

ObjectARX (AutoCAD Runtime Extension)

Среда программирования, позволяющая разрабатывать компилируемые приложения под AutoCAD.

OLE

Object linking and embedding. Механизм, с помощью которого данные из исходного документа, созданного с помощью одного приложения, могут быть внедрены в целевой документ, созданный в другом приложении, или связаны с ним. Выбор таких данных в целевом документе инициирует подгрузку исходного приложения, что обеспечивает возможность их редактирования. См. также внедрение (embed) и связь (link).

PC2-файл (PC2 file)

Общий файл конфигурации печати. Содержит все параметры, сохраненные в прежних версиях AutoCAD. См. также PCP-файл (PCP file) и PC3-файл (PC3 file).

PC3-файл (PC3 file)

Частный файл конфигурации плоттера. Содержит параметры печати, включая выбор драйвера и модели устройства, выбор порта для вывода на печать и различные сведения для конкретного устройства печати. Однако в этот набор параметров не входят пользовательские настройки плоттера и сведения о формате листа. См. также PMP-файл (PMP file), STB-файл (STB file) и CTB-файл (CTB file).

PCP-файл (PCP file)

Частный файл конфигурации плоттера. Содержит основные параметры печати и перьев, сохраненные в предыдущих версиях AutoCAD. К этим параметрам относятся присвоения перьев, единицы измерения для печати, формат листа, поворот чертежа, коэффициент масштабирования и выбор режима оптимизации перемещений перьев. См. также PC2-файл (PC2 file) и PC3-файл (PC3 file).

PMP-файл (PMP file)

Plot Model Parameter. Файл, содержащий пользовательские сведения о калибровке плоттера и форматах листа. Связан с файлом конфигурации плоттера.

PWT

Формат файлов шаблонов для Интернет-публикаций рисунков.

RGB

Red, green, blue. Задание цвета на основе процентного содержания красной, зеленой и синей составляющих.

ShapeManager

Технология создания 3М тел в AutoCAD.

STB-файл (STB file)

Файл таблицы стилей печати. Содержит стили печати и их параметры.

TILEMODE

Системная переменная, управляющая режимом создания видовых экранов (либо в виде перемещаемых, масштабируемых объектов, либо как неперекрывающихся элементов экрана со смежными кромками). См. также видовой экран (viewport).

абсолютные координаты (absolute coordinates)

Положение точки, заданное расстоянием или углом относительно точки начала текущей системы координат. См. также точка начала (origin), относительные координаты (relative coordinates), пользовательская система координат, ПСК (user coordinate system, UCS), мировые координаты (world coordinates) и Мировая система координат, МСК (World coordinate system, WCS).

адаптер объектов (object enabler)

Средство просмотра и редактирования сторонних объектов в AutoCAD или в других приложениях, использующееся, если приложение ObjectARX, в котором был создан сторонний объект, в системе не установлено. См. также сторонний объект (custom object) и объект-заместитель (proxy object).

адаптивные пробы (adaptive sampling)

Метод, ускоряющий процесс устранения зазубрин в пределах границ пробной матрицы. См. также устранение зазубрин (anti-aliasing).

ассоциативная штриховка (associative hatch)

Штриховка замкнутой области, автоматически изменяющаяся при любых модификациях ограничивающего контура. (КШТРИХ)

ассоциативный размер (associative dimension)

Размер, автоматически обновляющийся при изменении образмеренного объекта. Управляется системной переменной DIMASSOC. См. также неассоциативный размер (nonassociative dimension) и расчлененный размер (exploded dimension).

аффинная калибровка (affine calibration)

Метод калибровки планшета, основанный на линейном преобразовании координат в двумерном пространстве. Аффинная калибровка требует ввода трех контрольных точек для вычисления преобразования координат планшета, включая перемещение, независимое масштабирование осей X и Y, а также поворот. Аффинную калибровку следует использовать, если наблюдается неравномерность в вертикальном и горизонтальном масштабном отображении рисунка при его оцифровке с помощью дигитайзера. (ПЛАНШЕТ)

базовая линия (baseline)

Воображаемая линия, на которой устанавливаются символы текста. Нижние элементы некоторых символов могут опускаться ниже базовой линии. См. также размеры от общей базы (baseline dimension).

базовая точка (base point)

1. При редактировании с помощью ручек - ручка, выделяемая цветом после выбора и являющаяся центром последующей операции редактирования. 2. Точка, относительно которой задаются расстояние и угол при копировании, перемещении и повороте объектов. 3. Точка, используемая в качестве опорной при вставке текущего рисунка в другой рисунок. (БАЗА) 4. Точка вставки блока. (БЛОК)

библиотека компонентов (symbol library)

Набор описаний блоков, хранящийся в одном файле рисунка.

библиотека слайдов (slide library)

Набор файлов слайдов, скомпилированных для хранения и последующего просмотра. Файлы библиотек слайдов имеют расширение .slb и создаются с помощью программы slidelib.exe.

блок (block)

Один или несколько объектов, сгруппированные в единый объект. Иногда, для краткости, используется вместо терминов «описание блока» и «вхождение блока». См. также описание блока (block definition) и вхождение блока (block reference). (БЛОК)

блок-идентификатор (callout block)

Блок, используемый в качестве обозначения для ссылки на другой лист. Блоки-идентификаторы могут называться по-разному (в зависимости от отрасли промышленности): ссылочные метки, коды выносных элементов, метки выносных элементов, коды разрезов зданий и т.д. См. также блок марки (label block).

блок марки (label block)

Блок, используемый для маркировки видов и подробностей. Марки содержат связанные с видом сведения, такие как имя, номер вида и масштаб. См. также блок-идентификатор (callout block).

ведомость листов (sheet list table)

Таблица с перечнем всех листов в подшивке. Ведомость листов можно сгенерировать автоматически с помощью Диспетчера подшивок.

вектор (vector)

Математический объект, обладающий направлением и длиной, но не имеющий фиксированного положения в пространстве.

вершина (vertex)

Место пересечения кромок объекта или сегментов полилинии.

вес линий (lineweight)

Значение ширины, которое может быть присвоено всем графическим объектам, кроме шрифтов TrueType и растровых изображений.

вид (view)

Графическое представление двумерного рисунка или трехмерной модели из заданного места (точки зрения) в пространстве. См. также точка зрения (viewpoint) и видовой экран (viewport). (ТЗРЕНИЯ, ДВИД, ВИД)

вид в перспективе (perspective view)

Вид, на котором 3М объекты рассматриваются из некоторой точки пространства. Чем дальше объект находится от точки наблюдения, тем меньше его видимые размеры. Хотя вид в перспективе достаточно реалистичен, на нем возможно искажение формы объектов. Параллельные линии выглядят сходящимися, и это исключает проведение измерений на таких видах. Параметры видов в перспективе могут задаваться в AutoCAD для элементов таблиц видовых экранов (ВЭКРАН), а также для самих объектов, которые представляют эти экраны. Если на видовом экране установлен вид в перспективе, пиктограмма ПСК изменяет свою форму.

вид в плане (plan view)

Вид из точки, расположенной на положительном участке оси Z, в направлении начала координат (0,0,0). (ПЛАН)

видовой экран (viewport)

Ограниченная область экрана, на которой отображается некоторая часть пространства модели рисунка. Тип создаваемого видового экрана определяется системной переменной TILEMODE. 1. Если TILEMODE отключена (0), видовые экраны представляют собой объекты, которые можно перемещать в пространстве листа и управлять их размерами. (СВИД) 2. Если TILEMODE включена (1), вся область рисования делится на видовые экраны, которые в этом случае являются неперекрывающимися. См. также TILEMODE, вид (view) и точка зрения (viewpoint). (ВЭКРАН)

видовые экраны листа (layout viewports)

Объекты, создаваемые в пространстве листа для отображения различных видов рисунка. См. также пространство листа (paper space). (ВЭКРАН)

видовые экраны пространства модели (model viewports)

Состояние экрана монитора, при котором графическая область разбивается на две или более смежных неперекрывающихся прямоугольных области с видами рисунка. См. также видовые экраны листа (layout viewports), TILEMODE и видовой экран (viewport). (ВЭКРАН)

виртуальное экранное пространство (virtual screen display)

Область, в пределах которой AutoCAD может выполнять панорамирование и зумирование рисунка без необходимости его регенерации.

внедрение (embed)

Один из методов использования данных исходного документа в целевом документе. Позволяет вставлять копию объекта из одного документа в другой без ссылки на исходный документ. См. также связь (link).

внешняя ссылка (external reference, xref)

Файл рисунка, связанный с другим рисунком или вставленный в него. (ССЫЛКА)

внешние именованные объекты (named objects, dependent)

См. зависимые именованные объекты во внешних ссылках (dependent named objects in xrefs).

временные файлы (temporary files)

Файлы данных, создаваемые в ходе сеанса работы AutoCAD. AutoCAD удаляет их по окончании сеанса. При аварийном завершении (например, из-за отключения электропитания), временные файлы могут остаться на диске.

вхождение блока (block reference)

Составной объект, вставленный в рисунок и отображающий данные из описания блока. Его также называют экземпляром. См. также блок (block) и описание блока (block definition). (ВСТАВИТЬ)

выдавливание (extrusion)

Процесс получения трехмерного тела путем смещения объекта вдоль линейной траектории.

высота (thickness)

Расстояние, на которое двумерный объект AutoCAD выдавлен выше или ниже уровня, на котором он создан. (ОКНОСВ, СВОЙСТВА, УРОВЕНЬ, THICKNESS)

геометрия рисунка (geometry)

Все графические объекты - отрезки, круги, дуги, полилинии, размеры и т.д. Неграфическая информация (типы линий, веса линий, текстовые стили, слои и т.д.) не считается геометрией. См. также именованный объект (named object).

границы (extents)

См. границы рисунка (drawing extents).

границы рисунка (drawing extents)

Наименьший прямоугольник, охватывающий все объекты рисунка. На экране представляет собой самый крупный из возможных видов, в который попадают все объекты. (ПОКАЗАТЬ)

грань (face)

Треугольный или четырехугольный участок поверхности.

графическая область (graphics area)

См. область рисования (drawing area).

графический экран (graphics screen)

См. область рисования (drawing area).

графическое окно (graphics window)

См. окно AutoCAD (AutoCAD window) и область рисования (drawing area).

главная страница (home page)

Базовый навигационный экран Web-сайта.

группа листов (subset)

Именованный набор листов в подшивке, часто составляемый на основе этапа моделирования. См. также категория вида (view category).

допуск сплайна (fit tolerance)

Значение максимально допустимого отклонения B-сплайна от его определяющих точек.

зависимые именованные объекты во внешних ссылках (dependent named objects in xrefs)

Именованные объекты (например, слои, блоки или типы линий), появившиеся в результате вставки или наложения внешней ссылки. См. также именованный объект (named object) и символьная таблица (symbol table).

зависимые символы (dependent symbols)

См. зависимые именованные объекты во внешних ссылках (dependent named objects in xrefs).

задняя грань (back face)

Противоположная (относительно передней грани) сторона объекта. Задние грани не видны на тонированном изображении модели. См. также передние грани (front faces).

зазубрины (aliasing)

Ступенчатый вид границ объектов на растровом мониторе, не способном гладко отображать диагональные отрезки, дуги и круги. См. также устранение зазубрин (anti-aliasing).

заливка (fill)

Сплошное заполнение цветом области, ограниченной отрезками или кривыми. (ЗАКРАСИТЬ)

захватываемая точка (acquired point)

В отслеживании и объектном отслеживании - временная точка, используемая в качестве опорной.

замораживание (freeze)

Подавление отображения объектов, расположенных на указанных слоях. Объекты на замороженных слоях не выводятся на экран, не регенерируются и не вычерчиваются. Замораживание слоев ускоряет регенерацию рисунка. См. также размораживание (thaw). (СЛОЙ)

зеркальное отображение (mirror)

Создание объектов, симметричных выбранным относительно заданной оси или плоскости. (ЗЕРКАЛО)

зеркальное отражение (specular reflection)

Узкий световой конус, для которого угол падения луча равен углу его отражения.

знак ПСК (UCS icon)

Значок, показывающий направление осей ПСК. (ЗНАКПСК)

значение атрибута (attribute value)

Текстовая информация, связанная с именем атрибута. См. также описание атрибута (attribute definition), подсказка атрибута (attribute prompt) и имя атрибута (attribute tag).

значение по умолчанию (default)

Изначально заданное значение вводимой величины или параметра. Значения и опции по умолчанию в AutoCAD отображаются в угловых скобках (<>).

зумирование (zoom)

Процесс уменьшения или увеличения видимых размеров графического изображения на экране. (ПОКАЗАТЬ)

изометрический стиль шаговой привязки (isometric snap style)

Возможность выровнять курсор и изображение точек сетки с изометрическими плоскостями в изометрических рисунках. Служит для упрощения процесса рисования.

именованный вид (named view)

Вид, сохраненный с возможностью последующего восстановления. (ВИД)

именованный объект (named object)

Понятие объединяет различные виды неграфической информации (например, стили или описания), хранящейся в рисунках AutoCAD. Именованными объектами являются типы линий, слои, размерные стили, текстовые стили, описания блоков, листы, виды и конфигурации видовых экранов. Именованные объекты записываются в символьные таблицы.

имя атрибута (attribute tag)

Связанная с атрибутом текстовая строка, позволяющая различать атрибуты при их извлечении из базы данных. См. также описание атрибута (attribute definition), подсказка атрибута (attribute prompt) и значение атрибута (attribute value).

каркасная модель (wireframe model)

Представление объемного объекта с использованием линий и кривых.

карта цветов (color map)

Таблица, задающая интенсивность красной, зеленой и синей составляющих (в системе RGB) для каждого из цветов палитры.

категория (category)

См. категория вида.

категория вида (view category)

Именованный набор видов в подшивке, часто составляемый на основе общности их функционального назначения. См. также группа листов (subset).

кнопка ввода (return button)

Кнопка устройства указания, используемая для принятия введенного значения. На двухкнопочной мыши кнопкой ввода обычно является правая кнопка.

кнопка выбора (pick button)

Кнопка устройства указания, используемая для выбора объектов или точек на экране. На двухкнопочной мыши кнопкой выбора обычно является левая кнопка.

кнопочное меню (button menu)

Меню для устройств указания, имеющих несколько кнопок. Каждая кнопка на устройстве указания (кроме кнопки выбора) может быть определена в файле меню AutoCAD acad.mnu (разделы BUTTONSn и AUXn).

командная строка (command line)

Текстовая область, предназначенная для ввода с клавиатуры, отображения запросов и сообщений.

комбинации клавиш (shortcut keys)

Клавиши, используемые для быстрого вызова команд. Например, при нажатии CTRL+S происходит сохранение файла. Сюда же относятся и функциональные клавиши (F1, F2 и др.). Также известны под названием клавиш быстрого вызова.

компонент (symbol)

Повсеместно используемый в рисунках графический элемент. В AutoCAD компоненты вставляются в рисунки в виде блоков.

контекстное меню (shortcut menu)

Меню, которое появляется в месте расположения графического курсора при нажатии правой кнопки устройства указания. Набор предлагаемых функций зависит от того, в какой области экрана находится курсор, а также от других факторов (наличие выбранного объекта, выполняемая команда и т.п.).

конфигурация видовых экранов (viewport configuration)

Именованная совокупность видовых экранов модели, которую можно сохранять и восстанавливать. (ВЭКРАН)

координатные фильтры (coordinate filters)

Средство, позволяющее извлекать значения координат точек отдельно по каждой из осей X, Y и Z с целью последующего их использования для задания положения новой точки. Также называются точечными фильтрами X,Y,Z.

кривая Безье (Bezier curve)

Полиномиальная кривая, задаваемая набором определяющих точек. Представляет уравнение, порядок которого на одну ступень меньше количества учитываемых точек. Кривая Безье - частный случай B-сплайновой кривой. См. также B-сплайновая кривая (B-spline curve).

кромка (edge)

Ограничивающая линия грани.

круговой массив (polar array)

Расположение заданного количества копий объекта вокруг указанной центральной точки. (МАССИВ)

курсор (cursor)

См. указатель (pointer) и перекрестье (crosshairs).

лимиты (limits)

См. лимиты рисунка (drawing limits).

лимиты рисунка (drawing limits)

См. лимиты рисунка (grid limits).

лимиты рисунка (grid limits)

Заданные пользователем размеры области рисунка, покрываемой сеткой (если сетка включена). (ЛИМИТЫ)

линии кривизны (tesselation lines)

Линии, предназначенные для повышения наглядности при визуализации поверхностей.

линия выбора (fence)

Ломаная линия, захватывающая все объекты, пересеченные ей.

лист (layout)

Вкладка рабочего окна, на которой создаются и компонуются видовые экраны пространства листа. В одном рисунке может иметься несколько листов.

лист (sheet)

Вкладка, выбранная из файла рисунка и включенная в подшивку. См. также подшивка (sheet set).

маркеры (blips)

Временные метки на экране, отображаемые в области рисования при указании точек и выборе объектов. (МАРКЕР)

маскирующий объект (wipeout object)

Полигональная область, использующаяся для скрытия находящихся под ней объектов. Скрытие производится текущим цветом фона. Область ограничивается контурами, видимость которых можно включать при редактировании и отключать при печати.

массив (array)

1. Совокупность объектов, полученная копированием исходного объекта в узлы прямоугольной или круговой структуры. (МАССИВ) 2. Набор записей данных, каждая из которых идентифицируется ключом. Записи организованы так, чтобы обеспечивалась возможность поиска данных по ключу.

меню курсора (cursor menu)

См. контекстное меню (shortcut menu).

метка (handle)

Уникальный буквенно-цифровой идентификатор объекта в базе данных AutoCAD.

метод «направление-расстояние» (direct distance entry)

Метод указания второй точки путем перемещения курсора в нужном направлении и ввода значения расстояния с клавиатуры.

Мировая система координат, МСК (World coordinate system, WCS)

Система координат, используемая как основа для построения всех объектов и определения других систем координат. См. также пользовательская система координат, ПСК (user coordinate system, UCS).

мировые координаты (world coordinates)

Координаты, заданные в Мировой системе координат (МСК).

многолистовой DWF-файл (multi-sheet DWF)

DWF-файл, состоящий из нескольких листов.

многоугольник выбора (polygon window selection)

Опция выбора объектов с помощью произвольного многоугольника (в набор попадают все объекты, полностью расположенные внутри него). См. также секущая рамка (crossing selection) и рамка выбора (window selection).

модель (model)

Дву- или трехмерное представление объекта.

МСК (WCS)

См. Мировая система координат, МСК (World coordinate system, WCS).

набор листов (sheet selection)

Именованный набор листов в подшивке, который можно с удобством использовать для операций архивирования, формирования комплекта и публикации.

набор объектов (selection set)

Один или несколько объектов, выбранных для последующей обработки.

набор пометок (markup set)

Группа пометок, содержащаяся в одном DWF-файле.

набор рисунков (drawing set)

Набор рисунков, использующийся в диалоговом окне «Публикация».

надписи (annotations)

Текстовая информация в рисунке: заголовки, размеры, допуски, символы, примечания и пояснения.

начальная среда (initial environment)

Значения переменных и другие установки для новых рисунков, задаваемые в шаблоне рисунка (acad.dwg или acadiso.dwg). См. также шаблон рисунка (template drawing).

начертание линий (line font)

См. тип линий (linetype).

неассоциативный размер (nonassociative dimension)

Размер, не обновляющийся автоматически при изменении образмеренного объекта. Управляется системной переменной DIMASSOC. См. также ассоциативный размер (associative dimension) и расчлененный размер (exploded dimension).

неименованный блок (anonymous block)

Блок без имени, используемый при нанесении штриховки, размеров и других подобных объектов.

неперекрывающиеся видовые экраны (tiled viewports)

См. видовые экраны пространства модели (model viewports).

нормаль (normal)

Вектор, перпендикулярный грани или поверхности.

область рисования (drawing area)

Область экрана, в которой отображается и редактируется рисунок. Размер области зависит от размера окна AutoCAD и количества видимых в нем панелей и других элементов интерфейса. См. также окно AutoCAD (AutoCAD window).

объект (object)

Один или более элементов рисунка (текст, размеры, отрезки, круги, полилинии и т.п.), рассматриваемые как единое целое при создании, обработке и модификации. В прежних версиях программы назывался примитивом.

объект-заместитель (proxy object)

Объект, использующийся для замены стороннего объекта, когда приложение ObjectARX, в котором он был создан, не доступно для AutoCAD или другого приложения. См. также сторонний объект (custom object) и адаптер объектов (object enabler).

объектная привязка (Object Snap mode)

Механизм выбора определенных точек в процессе редактирования рисунка. См. также текущий режим объектной привязки (running object snap) и подавление объектной привязки (object snap override).

объемные тени (volumetric shadows)

Фотореалистически тонированные области пространства; представляют собой тени, отбрасываемые объектами.

окно AutoCAD (AutoCAD window)

Собирательное название области, занимаемой рисунком, меню, панелями и командной строкой.

описание атрибута (attribute definition)

Объект, включаемый в описание блока и предназначенный для хранения текстовой информации. Значения атрибутов задаются либо при их описании, либо в момент вставки блока в рисунок. Существует возможность извлечения значений атрибутов из рисунка с выводом в текстовые файлы. (АТОПР)

описание блока (block definition)

Информация об имени, базовой точке и геометрических объектах, входящих в блок. Хранится в символьной таблице рисунка. См. также блок (block) и вхождение блока (block reference).

определяющие точки (definition points)

Точки, используемые для создания размеров. На них опирается AutoCAD, изменяя вид и значение размера при изменении образмеренного объекта. Расположены на специальном слое DEFPOINTS.

определяющие точки (fit points)

Точки, через которые B-сплайн должен проходить либо точно, либо в пределах заданного допуска. См. также точки интерполяции (interpolation points) и точки аппроксимации (approximation points).

ортогональность (orthogonal)

Свойство объектов, когда касательные к ним в точке пересечения перпендикулярны друг другу.

островок (island)

Замкнутый контур, расположенный внутри другого замкнутого контура. Понятие островков связано с процессами штрихования, построения полилиний и областей. (КШТРИХ, КОНТУР)

относительные координаты (relative coordinates)

Координаты, заданные относительно предыдущих.

отслеживание (tracking)

Способ задания положения некоторой точки относительно других точек рисунка.

пакетный файл (script file)

Набор команд AutoCAD, выполняемых последовательно с помощью команды ПАКЕТ. Пакетные файлы создаются вне AutoCAD с помощью текстового редактора в текстовом формате и записываются во внешний файл с расширением .scr.

панель (toolbar)

Элемент интерфейса AutoCAD. Содержит кнопки с графическими значками. Нажатие каждой кнопки вызывает определенную команду.

панорамирование (pan)

Перемещение вида рисунка без изменения экранного увеличения. См. также зумирование (zoom). (ПАН)

параллельный размер (aligned dimension)

Указывает расстояние между двумя точками под любым углом. Размерная линия параллельна линии, которая соединяет определяющие точки на объекте. (РЗМПАРАЛ)

параметры листа (page setup)

Набор параметров устройства печати и других настроек, которые влияют на внешний вид и форматирование печатаемого листа. Эти параметры можно изменять и применять к другим листам.

передние грани (front faces)

Грани объекта, нормали к которым направлены от экрана.

перекрестье (crosshairs)

Тип графического курсора, состоящий из двух пересекающихся линий.

переменная среды (environment variable)

Переменная, управляющая работой программы. Задается пользователем в операционной системе.

перерисовка (redraw)

Быстрое обновление (очистка от лишних элементов) изображения на текущем видовом экране без внесения изменений в базу данных рисунка. См. также регенерация (regenerate). (ОСВЕЖИТЬ)

персонализация (personalization)

Внесение изменений в исполняемый файл AutoCAD acad.exe при установке программы. В этот файл записывается информация об имени и фамилии пользователя, названии организации и др.

плавающие видовые экраны (floating viewports)

См. видовые экраны листа (layout viewports).

плавное тонирование (smooth shading)

Сглаживание зазубрин и плавные переходы цветов на многогранных тонированных поверхностях.

плиния (pline)

См. полилиния (polyline).

плоская проекция (planar projection)

Проецирование объектов или изображений на плоскость.

плоскость построений (construction plane)

Геометрическая плоскость, в которой производится построение объектов. Совпадает с плоскостью XY текущей ПСК. См. также уровень (elevation) и пользовательская система координат, ПСК (user coordinate system, UCS).

ПОБЛОКУ (BYBLOCK)

Специальное свойство объекта. Объекты, обладающие данным свойством, наследуют цвета и типы линий блоков, в которые они входят. См. также ПОСЛОЮ (BYLAYER).

поверхность Кунса (Coons patch)

В 3М поверхностном моделировании - бикубическая (в направлениях M и N) поверхность, натянутая на четыре кромки.

подавление объектной привязки (object snap override)

Механизм временного отключения или изменения текущих режимов объектной привязки для ввода одной точки. См. также объектная привязка (Object Snap mode) и текущий режим объектной привязки (running object snap).

подсказка (prompt)

Сообщение в командной строке, в котором содержится запрос на ввод данных или указание точки.

подсказка атрибута (attribute prompt)

Текстовая строка, которая выводится при вставке блока, имеющего атрибуты с не определенными заранее значениями. См. также описание атрибута (attribute definition), имя атрибута (attribute tag) и значение атрибута (attribute value).

подшивка (sheet set)

Именованный и структурированный набор листов из различных рисунков. См. также лист (sheet). (ПОДШИВКА)

поле (field)

Специальный текстовый объект, предназначенный для отображения данных, которые могут поменяться в ходе редактирования рисунка. При обновлении поля отображается его последнее значение. (ПОЛЕ)

полилиния (polyline)

Объект, состоящий из одного или нескольких связанных между собой прямолинейных и дуговых сегментов, обрабатываемых как единое целое. (ПЛИНИЯ, ПОЛРЕД)

пользовательская система координат, ПСК (user coordinate system, UCS)

Определяемая пользователем система координат, устанавливающая ориентацию осей X, Y и Z в трехмерном пространстве. Текущая ПСК задает расположение геометрии рисунка по умолчанию. См. также Мировая система координат, МСК (World coordinate system, WCS).

полярная привязка (Polar Snap)

Средство обеспечения точности построений. Позволяет привязываться к точкам, расположенным с определенными интервалами вдоль полярных лучей, которые расходятся из исходной точки. См. также полярное отслеживание (polar tracking).

полярное отслеживание (polar tracking)

Средство обеспечения точности построений. Выдает пользователю набор временных линий, проходящих под заданными углами. См. также полярная привязка (Polar Snap).

пометка (markup)

Комментарий или исправление, вставленное в DWF-файл с помощью средства создания DWF-файлов Autodesk.

порядок поиска библиотек AutoCAD (AutoCAD library search path)

Порядок, согласно которому AutoCAD ищет вспомогательные файлы: текущая папка, папка рисунка, указанная в настройке папка, папка с исполняемым файлом AutoCAD acad.exe.

ПОСЛОЮ (BYLAYER)

Специальное свойство объекта. Объекты, обладающие данным свойством, наследуют цвета и типы линий слоев, на которых они расположены. См. также ПОБЛОКУ (BYBLOCK).

предварительный выбор (noun-verb selection)

Режим, позволяющий выбрать объект еще до ввода команды его обработки.

прозрачная команда (transparent command)

Команда, которую можно вызывать в ходе выполнения другой команды. Для использования команды в прозрачном режиме перед ее именем следует ввести апостроф.

промежуточный маркер (acquisition marker)

В отслеживании и объектном отслеживании - значок «плюс», временно устанавливаемый в захватываемых точках.

пропорция (aspect ratio)

Отношение ширины экрана монитора к его высоте.

пространственный индекс (spatial index)

Список объектов и их положений в пространстве. AutoCAD использует пространственный индекс при определении области рисунка, загружаемой при его частичном открытии. Сохранение рисунка с пространственным индексом также улучшает производительность обработки внешних ссылок. Для управления сохранением слоевых и пространственных индексов в рисунке служит системная переменная INDEXCTL.

пространство листа (paper space)

Одно из двух пространств для размещения объектов AutoCAD. В нем производится окончательная компоновка видов для вычерчивания (в отличие от построения моделей, которое выполняется в пространстве модели). Виды размещаются на видовых экранах, создаваемых на вкладке «Лист». Предварительно в рисунке должна быть создана модель; ее построение выполняется на вкладке «Модель». См. также пространство модели (model space) и точка зрения (viewpoint). (ЛИСТ)

пространство модели (model space)

Одно из двух пространств для размещения объектов AutoCAD. Обычно геометрическая модель располагается в трехмерном пространстве модели, а отдельные виды модели и пояснения - в пространстве листа. См. также пространство листа (paper space). (МОДЕЛЬ)

процедурные материалы (procedural materials)

Материалы, получаемые путем генерации трехмерного образца с использованием двух или более цветов, с последующим наложением на поверхность объекта. Такие материалы обеспечивают имитацию мраморной, гранитной или деревянной поверхности. Также называются шаблонами материалов.

псевдоимя (alias)

Аббревиатуры для часто используемых команд AutoCAD. Например, КП является псевдоименем для КОПИРОВАТЬ, а ПО - для ПОКАЗАТЬ. Псевдоимена определяются в файле acad.pgp.

ПСК (UCS)

См. пользовательская система координат, ПСК (user coordinate system, UCS).

рабочий набор (working set)

Группа объектов, выбранных в ходе редактирования вхождений ссылок.

рабочий чертеж (working drawing)

Чертеж, предназначенный для непосредственного применения в производстве или строительстве.

размерная дуга (dimension line arc)

Дуга (обычно со стрелками или засечками на концах), проходящая между двумя выносными линиями размера, которые образуют измеряемый угол. Размерный текст пишется рядом с размерной дугой, иногда деля ее на две части. См. также угловой размер (angular dimension).

размерная стрелка (arrowhead)

Символ (стрелка, засечка, точка и т.п.), наносимый на концах размерной линии для отметки начала и конца размера.

размерная цепь (continued dimension)

Вид линейного размера, использующий начало второй выносной линии выбранного размера в качестве начала своей первой выносной линии. При сложении сегментов размерной цепи получается полный размер. (РЗМЦЕПЬ)

размерные переменные (dimension variables)

Набор числовых величин, текстовых строк и переключателей, управляющих способом нанесения размеров. (РЗМСТИЛЬ)

размерный стиль (dimension style)

Именованная группа установок всех размерных переменных, определяющих вид размера. Упрощает задание значений размерных системных переменных. (РЗМСТИЛЬ)

размерный текст (dimension text)

Текстовая строка с результатом измерения объекта.

размер шага (snap resolution)

Интервал между точками сетки шаговой привязки.

размеры от общей базы (baseline dimension)

Совокупность размеров, проведенных от одной базовой линии. Все размерные линии в них параллельны друг другу. См. также базовая линия (baseline).

размораживание (thaw)

Включение отображения ранее замороженных слоев. См. также замораживание (freeze). (СЛОЙ)

размывание (dithering)

Способ получения дополнительных оттенков путем составления пространственных комбинаций из точек, окрашенных в разные цвета.

рамка выбора (window selection)

Прямоугольник, позволяющий выбирать группы объектов. Очерчивается в области рисования. См. также секущая рамка (crossing selection), многоугольник выбора (polygon window selection).

рамка допуска формы и расположения (feature control frame)

Задает отклонения геометрических свойств и характеристик. Рамка допуска формы и расположения состоит по меньшей мере из двух частей. В первой находится графический символ, обозначающий вид допуска (формы, расположения и т. п.), а во второй - численное значение допуска.

рассеянный свет (ambient light)

Свет, который освещает все поверхности модели с равной интенсивностью. Он не имеет ни источника, ни направления; интенсивность рассеянного света не изменяется при любых перемещениях.

растровый формат (bitmap)

Цифровое представление изображения, в котором каждому пикселу соответствует определенное количество бит. Цвет пиксела обычно передается как сумма уровней цветовых составляющих (красного, зеленого и синего).

расчленение (explode)

Операция, разбивающая сложный объект (блок, размер, тело или полилинию) на более простые. Описание блока при этом не изменяется, а вхождение блока заменяется на составляющие его объекты. См. также блок (block), описание блока (block definition) и вхождение блока (block reference). (РАСЧЛЕНИТЬ)

расчлененный размер (exploded dimension)

Размер, сформированный из отдельных объектов, которые не имеют связи ни друг с другом, ни с образмеренным объектом. Управляется системной переменной DIMASSOC. См. также ассоциативный размер (associative dimension), неассоциативный размер (nonassociative dimension) и расчленение (explode). (РАСЧЛЕНИТЬ)

регенерация (regenerate)

Процесс обновления изображения на экране монитора путем пересчета координат в базе данных рисунка. См. также перерисовка (redraw). (РЕГЕН)

режим (mode)

Действующие установки программы или ее текущее состояние.

режим «Орто» (Ortho mode)

Режим работы, допускающий ввод с помощью устройства указания только горизонтальных и вертикальных (по отношению к ПСК и к повороту сетки шаговой привязки) смещений. См. также угол поворота сетки привязки (snap angle) и пользовательская система координат, ПСК (user coordinate system, UCS).

режим «Шаг» (Snap mode)

Привязка перемещения графического курсора к точкам воображаемой прямоугольной сетки. При включенном режиме «Шаг» курсор и все введенные координаты «привязываются» к ближайшей точке такой сетки. Размер шага перемещения курсора определяется заданным интервалом сетки шаговой привязки. См. также объектная привязка (Object Snap mode). (ШАГ)

режимы редактирования с помощью ручек (grip modes)

Средства редактирования, активизируемые при включенных ручках. Включают в себя растягивание, перемещение, поворот, масштабирование и зеркальное отображение.

резиновая линия (rubber-band line)

Временная линия, динамически растягивающаяся и сжимающаяся при перемещении курсора. Один конец линии прикреплен к фиксированной точке на экране, а другой - к перекрестью курсора.

рисунок по умолчанию (default drawing)

См. начальная среда (initial environment).

рисунок с ресурсами (resource drawing)

Рисунок, использующийся в качестве ресурса данных для подшивки. Сохраненный вид пространства модели можно вставить из рисунка с ресурсами на лист.

ручки (grips)

Небольшие квадратики на выбранных объектах. После выбора ручки объект можно редактировать путем перетаскивания, не прибегая к вводу команд редактирования.

связь (link)

Один из методов использования данных исходного документа в целевом документе. При этом любые изменения объекта в исходном документе влекут за собой изменения этого объекта во всех других документах, использующих данный объект посредством связи. См. также внедрение (embed).

секущая рамка (crossing selection)

Прямоугольная рамка выбора, захватывающая все объекты, которые попадают в нее целиком или пересекают ее границы.

секущие плоскости (clipping planes)

Границы, определяющие или подрезающие поле вида. (ДВИД)

сетка (grid)

Область, покрытая точками с равными интервалами между ними. Значения интервалов задает пользователь. На печать точки сетки не выводятся. См. также лимиты рисунка (grid limits). (СЕТКА)

сетка шаговой привязки (snap grid)

Невидимая сетка, к точкам которой привязывается перемещение курсора при включенном режиме «Шаг». Шаг привязки может быть не равен интервалу видимой на экране сетки, контролируемому независимо командой СЕТКА. (ШАГ)

символьная таблица (symbol table)

См. таблица описаний (definition table) и таблица блоков (block definition table).

системная переменная (system variable)

Имя, с которым в AutoCAD связан какой-либо режим, размер или лимит. Системные переменные, доступные только для чтения (например, DWGNAME), не могут непосредственно изменяться пользователем.

слоевой индекс (layer index)

Список объектов и слоев, на которых они находятся. AutoCAD использует слоевой индекс при определении области рисунка, загружаемой при его частичном открытии. Сохранение рисунка со слоевым индексом также улучшает производительность обработки внешних ссылок. Для управления сохранением слоевых и пространственных индексов в рисунке служит системная переменная INDEXCTL.

слой (layer)

Логическое группирование данных, подобное наложению друг на друга прозрачных пленок с элементами рисунка. Слои могут отображаться по отдельности или в комбинации. (СЛОЙ)

сопоставление слоев (layer translation mappings)

Отображение имеющихся слоев в слои, заданные в стандарте оформления. Стандарты регулируют именование слоев и их свойства. Также называется соответствием слоев.

сохранение в исходный рисунок (save back)

Обновление объектов исходного рисунка внешней ссылки или описания блока после того, как были отредактированы их вхождения.

спад освещенности (attenuation)

Ослабление интенсивности света с расстоянием.

ссылка (reference)

Определение, известное как внешняя ссылка или вхождение блока. Применяется и хранится в самом рисунке. См. также блок (block) (БЛОК) и внешняя ссылка (external reference, xref). (ССЫЛКА)

стиль печати (plot style)

Свойство объекта, задающее его вид при вычерчивании (цвет, размывание, оттенки серого, присвоения перьев, прозрачность, тип и вес линии, торцы и соединения, способ заливки). Прикладывается только в процессе печати.

сторонний объект (custom object)

Тип объектов, созданных в приложениях ObjectARX и обладающих обычно более специализированными функциями по сравнению со стандартными объектами AutoCAD. Сторонними объектами являются, например, параметрические тела (Autodesk Mechanical Desktop), настраиваемые интерактивные обозначения дверей (Autodesk Architectural Desktop), полигональные объекты (Autodesk Map) и ассоциативные размеры (AutoCAD и AutoCAD LT). См. также объект-заместитель (proxy object) и адаптер объектов (object enabler).

таблица (table)

Прямоугольный массив ячеек, содержащих текстовые объекты или блоки. В архитектуре и строительстве таблицы часто содержат информацию о материалах, необходимых для возведения проектируемого здания, и называются спецификациями. В обрабатывающей промышленности, помимо спецификаций, часто также используются различного рода ведомости, перечни, таблицы. (ТАБЛИЦА)

таблица блоков (block definition table)

Неграфическая часть файла рисунка, в которой хранятся описания блоков. См. также именованный объект (named object).

таблица описаний (definition table)

Неграфическая часть файла рисунка, в которой хранятся описания блоков.

таблица стилей печати (plot style table)

Набор стилей печати. Стили печати заносятся в таблицу; к объектам они применяются только после назначения таблицы листу или видовому экрану.

текстовый стиль (text style)

Именованный, сохраненный набор установок, определяющих вид текстовых символов. Задает степень растяжения, наклон, зеркальность и направление текста.

текстура (texture map)

Проецирование изображения образца поверхности определенного материала на поверхность заданного объекта.

текстура выдавливания (bump map)

Текстура, значения яркости в точках которой преобразуются в кажущуюся высоту поверхности объекта.

текстура отражения (reflection mapping)

Используется для создания эффекта отражения сцены от поверхности освещенного материала.

текстура прозрачности (opacity map)

Наложение прозрачных и непрозрачных областей на объекты. Таким образом моделируются поверхности тел с отверстиями или зазорами.

текущий режим объектной привязки (running object snap)

Постоянно действующий режим, который можно использовать для указания нескольких точек. См. также объектная привязка (Object Snap mode) и подавление объектной привязки (object snap override). (ПРИВЯЗКА)

тип линий (linetype)

Определяет внешний вид отрезка или кривой. Именно благодаря этому свойству, например, непрерывная линия отличается от пунктирной. (ТИПЛИН)

точечные фильтры X,Y,Z (X,Y,Z point filters)

См. координатные фильтры (coordinate filters).

точка (point)

1. Трехмерное положение в пространстве, описываемое координатами X, Y и Z. 2. Точечный объект AutoCAD. (ТОЧКА)

точка зрения (viewpoint)

Точка в трехмерном пространстве, из которой рассматривается модель. См. также вид (view) и видовой экран (viewport). (ДВИД, ТЗРЕНИЯ)

точка начала (origin)

Точка пересечения осей системы координат. Например, точкой начала прямоугольной системы координат является точка пересечения осей X, Y и Z; ее координаты равны (0,0,0).

точки аппроксимации (approximation points)

Точки, задающие вид B-сплайна, который может отклоняться от них на величину, заданную допуском аппроксимации. См. также определяющие точки (fit points) и точки интерполяции (interpolation points).

точки загрузки (i-drop)

Элементы, с помощью которых можно перетаскивать файлы рисунков с Web-страниц.

точки интерполяции (interpolation points)

Точки, задающие вид B-сплайна и принадлежащие ему. См. также точки аппроксимации (approximation points) и определяющие точки (fit points).

тройка осей (axis tripod)

Значок с изображением осей X, Y и Z, используемый для задания точки зрения (направления взгляда) в трехмерном рисунке. (ТЗРЕНИЯ)

угловой размер (angular dimension)

Размер для углов и дуговых сегментов, включающий размерную дугу, текст, выносные линии и выноски. (РЗМУГЛОВОЙ)

угловые единицы (angular unit)

Единицы измерения углов. Углы могут измеряться в десятичных градусах, градусах-минутах-секундах, градах и радианах.

a name="386498" nid="453">

угол поворота сетки привязки (snap angle)

Угол, на который повернута сетка привязки.

узел (node)

Режим привязки к объектам-точкам, определяющим точкам размеров и точкам вставки размерного текста.

указатель (pointer)

Курсор на экране монитора. Его текущая позиция определяет положение наносимой текстовой и графической информации. См. также перекрестье (crosshairs).

управляющая ломаная (control frame)

Набор управляющих точек, соединенных линейными сегментами. Используется как механизм управления формой B-сплайна. Вывод ломаной обеспечивает более наглядное представление для визуального контроля за отклонением сплайна от его определяющих точек. Для вывода управляющей ломаной на экран должна быть включена переменная SPLFRAME.

управляющая точка (control point)

См. управляющая ломаная (control frame).

уровень (elevation)

Координата Z (над или под плоскостью XY текущей ПСК), назначаемая по умолчанию при вводе координат и оцифровке точек. (УРОВЕНЬ)

устранение зазубрин (anti-aliasing)

Процесс уменьшения неровности границ объектов путем подбора оттенка пикселов, смежных с пикселами, определяющими линию границы объекта. См. также зазубрины (aliasing).

файл вывода атрибутов (attribute extraction file)

Текстовый файл формата ASCII, в который выводятся значения атрибутов блоков. Содержание и формат данного файла определяются с помощью файла шаблона вывода атрибутов. См. также файл шаблона вывода атрибутов (attribute extraction template file).

файл слайда (slide file)

Файл, содержащий растровое изображение или «снимок» объектов, отображаемых в области рисования. Имеет расширение .sld. (ДСЛАЙД, СЛАЙД)

файл шаблона вывода атрибутов (attribute extraction template file)

Текстовый файл формата ASCII, в котором определяется, какие атрибуты заносятся в файл вывода и в каком формате. См. также файл вывода атрибутов (attribute extraction file).

фильтры (filters)

См. координатные фильтры (coordinate filters).

фильтры точек (point filters)

См. координатные фильтры (coordinate filters).

фотореалистичное тонирование (photorealistic rendering)

Тонирование с получением изображений фотографического качества.

цвет диффузного отражения (diffuse color)

Основной цвет отражаемого объектом света (в AutoCAD).

цвет отражения (reflection color)

Цвет блика на освещенном материале.

цвет рассеянного света (ambient color)

Цвет, полученный действием только рассеянного света.

циклическая внешняя ссылка (circular external reference)

Внешняя ссылка, которая явно или неявно ссылается сама на себя. В некоторых случаях AutoCAD игнорирует ссылки, создающие цикличность.

шаблон рисунка (template drawing)

Файл рисунка, установки которого используются как основа для новых рисунков. Обычно используется один из стандартных шаблонов (acad.dwt или acadiso.dwt); однако, в качестве шаблона можно применить и любой другой рисунок. См. также начальная среда (initial environment).

шрифт (font)

Набор символов (буквы, цифры, знаки препинания и специальные значки), имеющих определенные размеры и форму.

экземпляр блока (block instance)

См. вхождение блока (block reference).

электронный набор рисунков (electronic drawing set)

Электронный аналог набора чертежей, распечатанных на бумаге. Электронный набор чертежей можно получить, опубликовав рисунки в файле формата DWF.

Сайт управляется системой uCoz